Характеристика и применение кранов

Тяжелые автокраны

В нашей стране краны большой грузоподъемности (к ним относят автокраны 6-10 размерных групп, или грузоподъемностью от 40 до 250 т) занимают всего лишь около 2,5% на рынке подобной спецтехники. При этом почти ? таких кранов – это иностранные модели производства Германии, Японии, США и Великобритании.
Автокраны большой грузоподъемности 6, 7, 8, 9 и 10-й размерных групп (промежуточной грузоподъемностью на канатах от 40 до 250 т) в России занимают не более 2,5% рынка. Из них примерно 3/4 парка приходится на краны производства Великобритании, Германии, США и Японии.

На таких кранах применяются самые разнообразные схемы конструкции самой крановой установки – телескопические, с прямым и обратным расположением кранового механизма, башенные, с решетчатой стрелой, сцепные, сочлененные и др. Нужно сказать, что при выборе крана необходимо обратить пристальное внимание на конструкцию стрелы – прямоугольный профиль стрелы в сравнении с U-образным профилем  имеет меньшую прочность, а следовательно, меньшую надежность.

 

До самого недавнего времени в конструкциях автокранов практически не использовались автомобильные шасси, в которых отведено отдельное место для водителя. Например, в России подобные машины начали выпускать только с 2006 г. Например, для монтажа кранового механизма грузоподъемностью до 32 т используется специально разработанная ходовая часть – БАЗ-8027. Похожая конструкция и у модели ККС-55. Фактически, это крановая установка, которую монтируют на шасси типа МоАЗ-8004. Поворот подобного крана может осуществляться либо по отдельности двумя управляемыми осями, либо синхронно (так называемый плоскопараллельный ход, или «крабовый ход»). Похожая система управления реализована и в трехосной модели «СОКОЛ СТ3.55»

Среди автокранов высокой грузоподъемности на пневмоколесной ходовой части часто встречаются модели КС-5366 и КС-8362Д; они оборудованы решетчатой стрелой. Выпускают также аналогичные модели КС-8562 и КС-8561; та же компоновка кранового механизма – решетчатая стрела, но при этом выпускают на автомобильных шасси МАЗ-547В и МАЗ-547А. Их основное предназначение это эксплуатация в тяжелых условиях бездорожья и пересеченной местности. На автокран КС-8562 можно также устанавливать 25-метрувую башню, на которой монтируется решетчатая конструкция – «гусек». Именно это позволяет добиться возможности оперировать грузами до 40 т на высоте до 43 м.

Скорость для большегрузных кранов – далеко не самый важный эксплуатационный параметр; именно поэтому конструкторы часто обращают более пристальное внимание на другие характеристики. Обычно транспортная скорость автокранов составляет от 50 до 80 км/ч. Эти величины сделали бы меньше; однако, автокраны при переездах занимают автодороги и являются участниками дорожного движения; поэтому необходимо соблюдать скоростной режим дорог. Существует ряд пневмоколесных машин, на которых привод крановой установки и трансмиссии ходовой части соединены и приводятся в движение единственным двигателем. Из-за этого максимальная скорость передвижения подобных машин составляет 12-15 км/ч.

Таких недостатков лишены краны классов «Rough Terrain» и «City»; в них применяется гидростатический или гидромеханический привод на колеса от всего одного двигателя. К таким моделям относят краны «Сокол» серии СТ.

Автокраны среднего класса

Автокраны 3-5 размерных групп во всем мире все чаще называют промежуточным классом; с одной стороны, это связано с возрождением идеи гусеничных кранов, а с другой – ростом доли кранов с большой грузоподъемностью. Кроме того – во всем мире все чаще производятся и применяются краны «Rough Terrain» и «City»: типичная грузоподъемность этих классов 30-60 т при полностью управляемой трансмиссии.

Автокраны среднего класса, с другой стороны, все больше вытесняют применяемые в машиностроении гидроманипуляторы с максимальной грузоподъемностью до 20 т. Этот процесс оправдан экономически – шасси отечественных автокранов (как современных, так и советских) дешевле и проще в конструкции, чем узкоспециализированная ходовая база гидроманипуляторов. Автохозяйствам проще содержать однотипные машины, унифицированные с основным автотранспортом.

Большие и средние краны нужны далеко не так часто, как краны малого класса; а средняя стоимость эксплуатации спецтехники разного класса далеко не одинакова. Кратковременное нецелевое применение кранов на типичной автомобильной ходовой части не так критично (в сравнении со специализированными моделями). Не забывайте, что при движении по дорогам общего пользования в этом случае не нужно оформлять пропуск.

Именно в таких условиях отечественные производители автокранов находят общий язык со своими клиентами: жесткие экономические требования и тяжелая конкуренция просто вынуждают производителя делать машину прочной, легкой, эффективной, производительной, дешевой и долговечной. В данный момент по России производители предлагают долее 100 моделей кранов этого класса на базе более 23 моделей шасси тяжелых грузовых автомобилей; именно в связи с этим зарубежные машины среднего класса грузоподъемности в нашей стране практически не применяются.

Большинство производителей при выборе шасси для автокрана отдает предпочтение моделям с колесной формулой 6х4. Это следствие основного требования подъемно-транспортных работ – или низкий центр тяжести, или широкая опорная платформа шасси. Вообще говоря, отечественные краны слабее зарубежных по характеристикам; но с учетом подавляющей все другие факторы дешевизны наши производители при удачной конъюнктуре рынка сами, в принципе, вполне могут экспортировать свои машины в страны Африки, латинской Америки, Азии.

На следующем месте по популярности – шасси внедорожных транспортных грузовиков класса 6х6; они занимают около четверти рынка продаж. Популярны так же модели шасси МАЗ-533702; их колесная формула – 4х2 с задним приводом. Эти модели были невероятно популярны около 15 лет назад. Краны с ходовой частью класса 4х4 и на четырехосных шасси КамАЗ-6540 практически отсутствуют – крайне мало потребителей готовы отдать за них свои деньги.

К списку статей

 
Нравится

Ваше имя:

Телефон:

Укажите удобное для Вас время звонка:

Текст сообщения:

Введите цифровой код: