Устройства и приборы безопасности автовышек и автогидроподъемников

Предназначение автовышек и автогидроподъёмников подъём людей на определённую высоту. Именно из-за работы с людьми к автовышкам выдвигаются достаточно высокие параметры безопасности при работе и эксплуатации типичных устройств.

На подъёмниках установлен следующий перечень устройств отвечающих за безопасность:




  • Система ориентации люльки (рабочей поверхности) - предназначена для удержания люльки в вертикальном положении;
  • Конечные выключатели – с их помощью ограничивается зона обслуживания, а именно угол раскрытия колен;
  • Блокировка подъёма колен при неустановленных дополнительных опорах;
  • Блокировка подъёма гидроопор при рабочем оборудовании, выставленном в поднятом положении;
  • Система аварийного спуска люльки. Она предназначена для эвакуации людей при сбое в работе гидросистемы;
  • Предохранительный клапан гидросистемы;
  • Гидрозамки гидроцилиндров;
  • Сигнализирующие кнопки на верхнем и нижнем пультах управления;
  • Кнопки, отвечающие за аварийную остановку двигателя машины непосредственно из люльки, а также дополнительные кнопки расположенные и на нижнем пункте управления;
  • Ограничители грузоподъёмности, предельного груза люльки (предохраняют конструкцию от перегрузок во время работы);
  • Боковые ограничители, останавливающие движение колен работающего подъёмника при его касании базовой машины, у которой находится люлька.

 

В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, начиная с 1992 года, в современном производстве используются более совершенные системы безопасности.
Система предусматривает приборы и устройства, отвечающие за безопасность эксплуатации, а именно: ограничитель максимально допустимого груза, который автоматически отключает (останавливает) процесс подъёма или подаёт сигнал в случае превышения предельно допустимой грузоподъёмности площадки (люльки);

 

  • ограничитель зоны обслуживания – предназначен для автоматизации отключения подъёмника и предотвращает пересечения площадкой (люлькой) зон обслуживания;
  • блокировка подъёма опор при рабочем положении колен – отключает механизм подъёма опор в момент когда колени находятся в рабочем положении;
  • конечный выключатель – автоматически отключает механизм подъёма при переходе его движущимися частями стандартных положений;
  • предохранительное устройство – система ориентации площадки отвечающее за ориентацию люльки в вертикальном положении при любом угле раскрытия колен;
  • система аварийного опускания люльки, предназначенная для аварийного опускания люльки (площадки) при остановке (отказе) в работе гидросистемы или двигателя базового автомобиля;
  • указатель наклона подъемника, который определяет угол наклона непосредственно самого подъёмника (вышки);
  • прибор, определяющий скорость ветра – анемометр;
  • предохранительное устройство отвечающие за аварийную остановку двигателя базовой машины непосредственно с площадки и дополнительно – с нижнего пульта управления.

Все вышеперечисленные устройства и приборы по возможности объединяются в единую систему с помощью электронных средств. При этом все параметры о работе и положении подъёмника выводятся на дисплей, обеспечивая максимальную информированность оператора-машиниста.

Коленчатые автогидроподъёмники оснащены устройствами, отвечающими за безопасность; они ограничивают углы раскрытия колен, а иной раз и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, система ограничения угла подъёма верхнего колена, предотвращающая перегрузку нижнего колена и предупреждающая столкновение люльки с верхним коленом, предусмотрена на подъёмниках типа АГП. Эта система состоит из выключателя-гидрораспределителя, расположенного близ оси подвеса площадки (люльки) и кулачка на оси подвеса площадки (люльки), который действует на него. При отклонении в 80° по отношению к горизонту  верхнего колена люлька, которая снабжена системой ориентации в вертикальном положении и вращающаяся относительно верхнего колена, приводит в движение кулачок и распределитель, заставляя их взаимодействовать. Нажатие на распределитель блокирует все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Этой же системой ограничивается угол раскрытия нижнего колена, а в  некоторых случаях ходом гидроцилиндра подъёма нижнего колена (при повышении давления в данном случае срабатывает предохранительный клапан).

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. Достигая предельно максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.
В некоторых моделях подъёмников установлены ограничители нагрузки на пол площадки (люльки). При превышении максимальной паспортной нагрузки автоматически срабатывает конечный выключатель - и подъём люльки прекращается. В момент проведения технического осмотра подъёмника с грузовыми испытаниями этот выключатель должен быть отключён. Конструкцией определённых подъёмников предусматриваются ограничители выдвижения телескопических колен (гидравлический золотник, срабатывающий при переходе телескопической секции в крайнее положение). Зачастую непосредственно предохранительный клапан выполняет функцию ограничителя как для крайних положений (срабатывает при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения), так и для механизмов выдвижения гидроопор (и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек).

В случае, когда в конструкции подъемника не предусмотрено гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то во избежание перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, который обеспечивает максимальный поворот на 270° в каждую сторону.

В большинстве случаев система ориентации площадки (люльки) в пространстве представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и работает по принципу параллельности сторон параллелограмма. Более совершенные конструкции, оборудованные телескопическим коленом, функционируют при помощи системы, состоящей из двух взаимосообщающихся цилиндрических ёмкостей (внизу на платформе и у люльки). В таких автовышках применена система, которая автоматически ограничивает высоту выдвижения телескопа, выключая двигатель автомобиля при выдвижении телескопа более чем на 26 м. Такая система представлена конечным выключателем, пусковой кнопкой, соединительными проводами и подведена в цепь зажигания автомобиля. Таким образом, при выдвижении телескопа на предельно максимальную длину срабатывает конечный выключатель (который крепится на кронштейне на телескопе в верхней части первой трубы), затем происходит выключение зажигания и срабатывание звукового сигнала.

Только тогда движение нижнего или верхнего колена (давление на верхней части) возможно, когда гидроопоры зафиксированы в выдвинутом положении и машина соответственно вывешена. В таком случае золотник блокировки выносных опор переключается и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом.
По такому же принципу работает и блокировка подъёма дополнительных гидроопор. До тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не уложено на опорную стойку и соответственно не сработал золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для таких случаев, когда необходимо опустить верхнее колено при отказе гидросистемы на нижнем пульте, предусмотрен игольчатый вентиль, который плавно открывается. Степенью открытия игольчатого вентиля регулируется скорость опускания верхнего колена. Происходит это так, что при опускании верхнего колена (поворачивая платформу, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена) соответственно и происходит опускание нижнего колена, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

Устройства безопасности, отвечающие за аварийный спуск необходимы в тех случаях, когда неизбежны ситуации, которые сопряжены с внезапной блокировкой (остановкой) механизмов вывешенной люльки в то время, когда в ней находятся люди. Причины таких остановок могут быть разнообразны - от разрыва шлангов и трубопроводов и отказа двигателя до выхода из строя насоса, что происходит в результате отсутствия электроэнергии для питания подъёмников от внешней цепи, в частности прицепных. Для предотвращения подобных случаев в подъёмниках предусматриваются специальные устройства, предназначенные для опускания люльки на землю при эвакуации рабочих, а также для складывания подъёмника с последующей  транспортированием его для ремонта.

Спуск в аварийной ситуации происходит следующим путём: устанавливается ручной насос, который оснащён длинными шлангами с прикреплёнными на его концах полумуфтами, подключающими к присоединительным муфтам приводы поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает медленнее, но зато он без волновой динамики опустит колена для безопасной эвакуации рабочих; особым ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров для начала спуска нижнего, а затем и верхнего колена и гидроопор; устанавливается специальный аварийный вентиль, который соединён с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъёма нижнего колена.

В свою очередь, аккуратно открывая вентиль и медленно опуская колено, одновременно есть возможность использовать появившееся давление в гидросистеме, управляя рукоятками. При этом колена складываются в транспортное положение, а выносные опоры поднимаются.

Звуковая и световая аварийная сигнализация автоматически срабатывает при перегрузках, воздействующих на люльку и при столкновении ее с препятствием. Например, при давлении на люльку свыше 380 кг, автоматически срабатывает защита от перегрузок, соответственно на пультах управления включаются мигающие красные лампы и прерывистый звуковой сигнал, сообщающий об опасности. При перегрузках свыше 400 кг сигнальные лампы (расположенные на пультах) горят постоянно, звуковой сигнал прекращается, движение люльки останавливается. При столкновении люльки с каким-либо препятствием автоматически срабатывает «защита от столкновений», люлька прекращает своё движение, на пультах горит красная лампочка. Также конструкцией предусмотрена система двусторонней громкоговорящей связи, которая обеспечивает связь между пультом люльки и пультом управления поворотной рамы.

Электрооборудование, используемое при конструкции автовышек и автогидроподъёмников, классифицируют на вспомогательное и основное. Вспомогательное оборудование обеспечивает работоспособность машин, предусматривает возможность осуществлять любые рабочие операции. Основное оборудование отвечает за безопасность во время работы, электрооборудование подъёмника с электроприводом, подъемники, имеющие электрогидравлическое управление и т.д.
Вспомогательное электрооборудование подъёмников и вышек включает в себя:

  • габаритные фонари и отражатели;
  • систему световой и звуковой сигнализации;
  • боковые отражатели;
  • белый верхний фонарь и желтый мигающий фонарь, (который имеют некоторые подъемники на люльке и кабине шасси либо на выносных опорах) призванные предупреждать проходящий транспорт при работе в условиях интенсивного движения или в темное время.

Основное электрооборудование подъёмников и вышек  - это элементы системы безопасности (коленчатые выключатели, ограничители, дисплеи) и элементы электрогидравлического управления (кнопки, переключатели, кабели, катушки и т.п.). Конструкции подъёмников, оборудованные функцией питания от внешней сети оснащены электродвигателем насосов, системой управления ими и электродвигателем механизмов прицепных подъёмников.

Напряжение основного и вспомогательного оборудования, как правило, составляет 12 или 24 В (в зависимости от напряжения сети базового автомобиля).  Питающееся от внешней сети силовое электрооборудование работает от напряжения в 380 В переменного тока.

К списку статей

 
Нравится

Ваше имя:

Телефон:

Укажите удобное для Вас время звонка:

Текст сообщения:

Введите цифровой код: